ГАРНИЗОН. ЛЮБЕРЦЫ ФОТО ПО ГАРНИЗОНУ: городок А, городок Б 16 Истребительный Авиационный Полк в МУЗЕЕ ПВО (д.Немчиновка М.о.) музея, увы, уже нет
Сейчас всё рассекречен, почти всё. Вот и
заинтересовала история гарнизона, особенно, когда узнала,что здесь в доме 6
жил Василий Сталин. Оказалось, что здесь из знаменитостей жил не
только он. Старая часть гарнизона - городок А.
Раньше он был закрытым, с проходными. Оно и понятно - ИНСТИТУТ
и ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ. На
месте аэродрома сейчас располагаются жилые дома городка "Б"
и район Москвы Жулебино. Кое-что сохранилось из старых
зданий, кое-что из секретов. Самое большое здание - здание
ИНСТИТУТА. Многое нашла в Интернете, что-то рассказали
местные жители, много информации на памятной доске в городке
Б.
ИНСТИТУТ - это 13 ГНИИ МО РФ - Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники.(ГосНИИЭРАТ, ГНИИ ЭРАТ, ГосНИИ ВВС, 13 ГНИИ, 13 ГНИИИ, 13 ЦНИИ, НИИЭРАТ ВВС, Институт эксплуатации ВВС). Официальная дата создания института (тогда НЭБ - Научно-экспериментальной базы по ремонту матчасти ВВС) 22.10.1942. Переименовали в НИИ ЭРАТ ВВС в 1957 г. (а в ГосНИИ - в 1962 г.) Основной задачей НИИ РАТ являлась наука, оценка при испытаниях, авиадвигатели. Институт сопровождал все летательные аппараты принятые на вооружение в армии, навигационные комплексы и вооружение. Кроме того, занимались расследованием авиакатастроф (в том числе и гибель Ю.Гагарина), исследованием обломков и "черных ящиков. За более чем полувековую историю института здесь разбирались последствия самых тяжелых и таинственных летных катастроф и аварий. Делалось и делается всё так.. На месте происшествия осуществляется эвакуация обломков самолета для последующего их анализа, особое внимание уделяется поискам элементов навигационного оборудования самолета и носителя информации бортового самописца радиопереговоров. Работает летающая лаборатория 13 НИИ Минобороны со специальным персоналом и оборудованием для проведения исследования на месте происшествия. Анализируется метеообстановка, изучаются показания свидетелей и очевидцев авиационного происшествия. Cамолет-лаборатория (летающая лаборатория) 13-го НИИ Минобороны базируется на аэродроме Чкаловское . На Базу (ангар) перевозят обломки самолетов для детального изучения. Говорят, что до недавнего времени там лежали обломки самолета, на котором разбились Ю.Гагарин и В.Серёгин.
ОБ А Э Р О Д Р О М Е
Люберецкая газета 27.08.2002 . Владимир ОНИЩЕНКО, ветеран ВВС, почетный гражданин г. Люберцы, автор-составитель Люберецкой Книги памяти. На аэродроме “Люберцы” в годы войны базировался 16-й истребительный авиационный полк. Всего за боевую историю 16-м ИАП было уничтожено 117 самолетов противника, 120 человек были награждены орденами и медалями. Неувядаемой славой покрыты имена командира авиаполка Ф.Пруцкова, командиров эскадрилий Н.Дунаева, С.Горелика, летчиков Бабушкина, Бурмяна, Козицкого, Семенова, Суприна, Шишковского, а трем Иванам - Голубину, Заболотному и Шумилову - присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Мужество и отвагу советские соколы проявили при выполнении интернационального долга в небе Испании, Китая и Монголии, у озера Хасан и над рекой Халхин-Гол. Среди них и многие летчики нашего Люберецкого 16-го истребительного авиационного полка, первым командиром которого был Иван Алексеевич Лакеев - депутат первого Верховного Совета СССР. В списке летчиков, совершивших воздушные тараны, значатся летчики, получившие путевку на войну с аэродрома Люберец, - Герои Советского Союза Н.И.Власов, Д.Л.Калараш и Тимур Фрунзе, а также три Ивана - три Героя Советского Союза - летчики нашего 16-го истребительного авиационного полка Иван Голубин, Иван Заболотный и Иван Шумилов. Им посвятили стихи. Среди Героев Советского Союза - и жители бывшего Ухтомского района - воздушные асы, начинавшие войну с Люберецкого аэродрома, П.М.Вострухин, Н.Д.Дугин, А.А. Лапс, А.И.Павлов, И.Е. Плеханов и А.С. Хлобыстов. С нашего аэродрома стартовали на войну Василий Сталин, Степан Микоян и Тимур Фрунзе, а также заслуженный летчик-истребитель, в последующем прославленный военачальник ВВС, кавалер семи орденов Красного Знамени, ныне ветеран, проживающий в Люберцах, генерал-лейтенант авиации Борис Дмитриевич Мелехин. "Вот такую информацию я нашла о пребывании В.Сталина в гарнизоне. Отец( И.Сталин - zlv14) сохранил выпускную аттестацию курсанта Василия Сталина : летает отлично, любит летать... присвоено звание лейтенант( после Качинской авиашколы-zlv14) . Но он знал цену подобным бумажкам. В марте 1941 (ошибка-1940- zlv14) года он отправляет Василия (ему было тогда 19 лет- zlv14) в Люберцы на летные курсы . Там стоял так называемый дворцовый гарнизон" - привилегированный летный полк, участвовавший в знаменитых воздушных парадах («7 Ноября», «1 Мая», «18 августа») и был хорошо известен И. В. Сталину.. В полку собрались асы. По просьбе Хозяина сам В. Цуканов, командир знаменитого полка, стал инструктором Василия. Вася - способный летчик, - честно отчитывался В.Цуканов, командир подка - но из-за пьянства у него всегда будут неприятности. Несчастный Вася уже тогда пил... " Из письма Е.П.Цуканова:"Пришлось давать ему летную программу в объеме авиашколы — сначала на У-2, потом на И-16, на УТП-4 и самостоятельно на И-16. Не исключено, что этот период (4—6 месяцев) зафиксирован в документах как служба летчиком в 16-м ИАП 24-й ИАД после окончания авиашколы." Воспоминания гомельского пенсионера Николая Ефимова: "Истребитель И-16, предназначенный специально для сына вождя, прибыл, а механика при нем не было. Стали подбирать надежного человека и остановились на мне, хотя я и занимал тогда должность старшего техника звена управления и не должен был обслуживать один отдельно взятый самолет. Об оказанном «высоком доверии» мне сообщили в приказном порядке, не спросив моего мнения. Так моя судьба на 8 лет оказалась связанной с Василием Сталиным, хотя личный контакт продолжался только в течение 4 лет. Василий Сталин начал свою службу в эскадрилье А.П.Пьянкова. По итогам зимнего периода 1939-40 гг. эскадрилья под командованием старшего лейтенанта Пьянкова была признана лучшей в бригаде и получила переходящее Красное знамя. На авиазаводе № 1 специально для сына вождя был заказан истребитель И-153. Командир бригады приказал не передавать его лейтенанту Сталину, пока на нем не будет произведен общий налет не менее 10 часов с опробованием ее на пилотаже и стрельбе. 28.06.40 г. на Люберецком аэродроме во время тренировочных полетов произошло ЧП. Пилотируя самолет Сталина, Пьянков произвел посадку на фюзеляж, т.к. не выходила правая нога шасси. Однако служба в строевом полку продлилась недолго. В сентябре 1940 года В. Сталин был зачислен слушателем командного факультета Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. 31 декабря 1940 года в Люберецком ЗАГСе регистрировал брак с Галиной Бурдонской сын Сталина Василий, это был его первый брак .
20 мая 1942 года 434-й отдельный истребительный авиационный полк перебазировался на аэродром Люберцы и вошел в непосредственное подчинение Начальника инспекции ВВС полковника Сталина В.И. Волею судьбы именно на базе 434-го истребительного авиаполка полковник Василий Сталин начал формирование "особого" авиационного полка, летчики которого могли бы на равных бороться с "экспертами" люфтваффе. Командиром 434 иап был назначен Герой Советского Союза майор Клещев И.И. В Люберцах в полк начали прибывать опытные, отличившиеся в боях с противником летчики, лично отобранные Василием Сталиным. 12 июня 1942 года после интенсивной боевой подготовки 434-й истребительный авиаполк на самолетах Як-1 перебазировался на аэродром вблизи города Валуйки и вошел в состав ВВС Юго-Западного фронта, где за три недели боев (с 13 июня по 4 июля) совершил 880 боевых вылетов и уничтожил 35 самолетов противника. Свои потери составили 4 самолета. В первой половине июля 1942г. , после боевых вылетов и потерь, 434 иап проходил укомплектование личным составом и осуществлял переучивание на самолет Як-7Б на аэродроме Люберцы, пополнились техникой и людьми.В его состав влилось много новых летчиков, в основном из Качинского авиационного училища. В середине сентября 1942 г. полк в трехэскадрильном составе, получив самолеты Як-7б, снова (в третий раз) перебазировался на фронтовой аэродром северо-западнее Сталинграда в районе совхоза "Сталинградский" и с 14.09.42 г. приступил к боевым действиям в составе 16-й ВА.К 03.10.42 г. в полку осталось лишь около трети штатной численности летчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолетный парк требовал серьезного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в подмосковные Люберцы. Здесь полк получил новые истребители Як-1. Полк... Крепко пошерстили его в сталинградском-то небе. Какие же это были бойцы! Как тщательно собирал их Василий Сталин, готовя в начале лета 42-го к перелету под Сталинград... почти никого не осталось из прежнего состава. 22.11.42г. полк преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 в 32-й гвардейский истребительный авиационный Виленский орденов Ленина и Кутузова полк. С января 1943 г., командиром полка назначен подполковник Василий Иосифович Сталин (личным приказом Сталина Иосифа Виссарионовича, по этому же приказу В.Сталина сняли с должности начальника инспекции ВВС).
А.П.Маресьев свой первый вылет после госпиталя сделал на аэродроме в Люберцах. В августе 1941 года Микоян Степан Анастасович в звании лейтенанта оканчивает Качинскую лётную школу. Был направлен в «парадный» 16-й истребительный полк, базирующийся в Люберцах, вместе с Тимуром Фрунзе: "Мы втроем с Тимуром Фрунзе и Володей Ярославским попали в 16-й истребительный полк в Люберцах под Москвой. Только там успели появиться, как Василий Сталин, опекавший нас все время, стал нас учить летать на новом самолете Як-1. Вообще в том полку были И-16 и МиГ-3, «яков» не было, поэтому он нас забрал из полка в Москву. "
Василий Сталин помог еще с одним делом. После войны Н.И.Камов в ЦАГИ строит одноместный вертолет соосной схемы с мотоциклетным мотором - Ка-8. Как-то Василий Сталин увидел Ка-8 и решил показать его отцу на воздушном параде в 1948 году. Аппарат приглянулся вождю, и он решил создать в стране вертолетное КБ. 7 октября 1948 года приказом наркома авиапрома Хруничева вблизи платформы Ухтомская в Люберцах было создано единственное в мире ОКБ, которое может строить вертолеты соосной схемы. Такая схема получила путевку в жизнь в немалой степени благодаря тому, что военно-морским силам нужен был корабельный компактный, устойчивый вертолет. Коллектив "Камова" эту задачу выполнил. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|