ГАРНИЗОН. ЛЮБЕРЦЫ

ФОТО ПО ГАРНИЗОНУ: городок А, городок Б        16 Истребительный Авиационный Полк в МУЗЕЕ ПВО (д.Немчиновка М.о.) музея, увы, уже нет

     Сейчас всё рассекречен, почти всё. Вот и заинтересовала история гарнизона, особенно, когда узнала,что здесь в доме 6 жил Василий Сталин. Оказалось, что здесь из знаменитостей жил не только он. Старая часть гарнизона - городок А. Раньше он был закрытым, с проходными. Оно и понятно - ИНСТИТУТ  и  ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ.  На месте аэродрома сейчас располагаются жилые дома городка "Б" и район Москвы  Жулебино.  Кое-что сохранилось из старых зданий, кое-что из секретов. Самое большое здание - здание ИНСТИТУТА. Многое нашла в Интернете, что-то рассказали местные жители, много информации на памятной доске в городке Б.

 ИНСТИТУТ - это  13 ГНИИ МО РФ  - Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники.(ГосНИИЭРАТ, ГНИИ ЭРАТ, ГосНИИ ВВС, 13 ГНИИ, 13 ГНИИИ, 13 ЦНИИ, НИИЭРАТ ВВС, Институт эксплуатации ВВС). Официальная дата создания института (тогда НЭБ - Научно-экспериментальной базы по ремонту матчасти ВВС) 22.10.1942. Переименовали в НИИ ЭРАТ ВВС в 1957 г. (а в ГосНИИ - в 1962 г.)  Основной задачей НИИ РАТ являлась наука, оценка при испытаниях, авиадвигатели. Институт сопровождал все летательные аппараты принятые на вооружение в армии, навигационные комплексы и вооружение. Кроме того, занимались расследованием авиакатастроф (в том числе и гибель Ю.Гагарина), исследованием обломков и "черных ящиков. За более чем полувековую историю института здесь разбирались последствия самых тяжелых и таинственных летных катастроф и аварий. Делалось и делается всё так..       На месте происшествия осуществляется эвакуация обломков самолета для последующего их анализа, особое внимание уделяется поискам элементов навигационного оборудования самолета и носителя информации бортового самописца радиопереговоров. Работает летающая лаборатория 13 НИИ Минобороны со специальным персоналом и оборудованием для проведения исследования на месте происшествия. Анализируется метеообстановка, изучаются показания свидетелей и очевидцев авиационного происшествия. Cамолет-лаборатория (летающая лаборатория) 13-го НИИ Минобороны базируется на аэродроме Чкаловское . На Базу (ангар) перевозят обломки самолетов для детального изучения. Говорят, что до недавнего времени там лежали обломки самолета, на котором разбились Ю.Гагарин и В.Серёгин.

             ОБ    А Э Р О Д Р О М Е
     Об истории аэродрома написано подробно на мемориальной доске в городке , которую привожу целиком.                   

         

История аэродрома тесно связана с людьми, которые там служили. Некоторые фамилии, указанные на мемориальном стенде, известны всей стране . Вот некоторая подборка информации:

Люберецкая газета 27.08.2002 . Владимир ОНИЩЕНКО, ветеран ВВС, почетный гражданин г. Люберцы, автор-составитель Люберецкой Книги памяти.

На аэродроме “Люберцы” в годы войны базировался 16-й истребительный авиационный полк. Всего за боевую историю 16-м ИАП было уничтожено 117 самолетов противника, 120 человек были награждены орденами и медалями. Неувядаемой славой покрыты имена командира авиаполка Ф.Пруцкова, командиров эскадрилий Н.Дунаева, С.Горелика, летчиков Бабушкина, Бурмяна, Козицкого, Семенова, Суприна, Шишковского, а трем Иванам - Голубину, Заболотному и Шумилову - присвоено высокое звание Героя Советского Союза.   Мужество и отвагу советские соколы проявили при выполнении интернационального долга в небе Испании, Китая и Монголии, у озера Хасан и над рекой Халхин-Гол. Среди них и многие летчики нашего Люберецкого 16-го истребительного авиационного полка, первым командиром которого был Иван Алексеевич Лакеев - депутат первого Верховного Совета СССР.

 В списке летчиков, совершивших воздушные тараны, значатся летчики, получившие путевку на войну с аэродрома Люберец, - Герои Советского Союза Н.И.Власов, Д.Л.Калараш и Тимур Фрунзе, а также три Ивана - три Героя Советского Союза - летчики нашего 16-го истребительного авиационного полка Иван Голубин, Иван Заболотный и Иван Шумилов.  Им посвятили стихи.

Среди Героев Советского Союза - и жители бывшего Ухтомского района - воздушные асы, начинавшие войну с Люберецкого аэродрома, П.М.Вострухин, Н.Д.Дугин, А.А. Лапс, А.И.Павлов, И.Е. Плеханов и А.С. Хлобыстов. С нашего аэродрома стартовали на войну Василий Сталин, Степан Микоян и Тимур Фрунзе, а также заслуженный летчик-истребитель, в последующем прославленный военачальник ВВС, кавалер семи орденов Красного Знамени, ныне ветеран, проживающий в Люберцах, генерал-лейтенант авиации Борис Дмитриевич Мелехин. "                     

Вот такую информацию я нашла о пребывании В.Сталина в гарнизоне.     

  Отец( И.Сталин - zlv14)  сохранил выпускную аттестацию курсанта Василия Сталина  : летает отлично, любит летать... присвоено звание лейтенант( после Качинской авиашколы-zlv14) . Но он знал цену подобным бумажкам. В марте 1941 (ошибка-1940- zlv14) года он отправляет Василия (ему было тогда 19 лет- zlv14)  в Люберцы на летные курсы .  Там стоял так называемый дворцовый гарнизон" - привилегированный летный полк, участвовавший в знаменитых воздушных парадах («7 Ноября», «1 Мая», «18 августа») и был хорошо известен И. В. Сталину.. В полку собрались асы. По просьбе Хозяина сам В. Цуканов, командир знаменитого полка, стал инструктором Василия.  Вася - способный летчик, - честно отчитывался В.Цуканов, командир подка - но из-за пьянства у него всегда будут неприятности.  Несчастный Вася уже тогда пил... "  Из письма Е.П.Цуканова:"Пришлось давать ему летную программу в объеме авиашколы — сначала на У-2, потом на И-16, на УТП-4 и самостоятельно на И-16. Не исключено, что этот период (4—6 месяцев) зафиксирован в документах как служба летчиком в 16-м ИАП 24-й ИАД после окончания авиашколы."  Воспоминания гомельского  пенсионера Николая Ефимова: "Истребитель И-16, предназначенный специально для сына вождя, прибыл, а механика при нем не было. Стали подбирать надежного человека и остановились на мне, хотя я и занимал тогда должность старшего техника звена управления и не должен был обслуживать один отдельно взятый самолет. Об оказанном «высоком доверии» мне сообщили в приказном порядке, не спросив моего мнения. Так моя судьба на 8 лет оказалась связанной с Василием Сталиным, хотя личный контакт продолжался только в течение 4 лет. Василий Сталин начал свою службу в  эскадрилье А.П.Пьянкова. По итогам зимнего периода 1939-40 гг. эскадрилья под командованием старшего лейтенанта Пьянкова была признана лучшей в бригаде и получила переходящее Красное знамя. На авиазаводе № 1 специально для сына вождя был заказан истребитель И-153. Командир бригады приказал не передавать его лейтенанту Сталину, пока на нем не будет произведен общий налет не менее 10 часов с опробованием ее на пилотаже и стрельбе. 28.06.40 г. на Люберецком аэродроме во время тренировочных полетов произошло ЧП. Пилотируя самолет Сталина, Пьянков произвел посадку на фюзеляж, т.к. не выходила правая нога шасси. Однако служба в строевом полку продлилась недолго. В сентябре 1940 года В. Сталин был зачислен слушателем командного факультета Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. 31 декабря 1940 года в Люберецком ЗАГСе регистрировал брак с Галиной Бурдонской сын Сталина Василий, это был его первый брак .

Из биографии, составленной С.Исаевым.
В феврале 1942 г. В.И. Сталину присвоено внеочередное воинское звание «полковник». Принимал активное участие в создании и комплектовании «особого» 434-го истребительного авиаполка в апреле-мае 1942 года.
В июле-августе 1942 года командовал 1-й особой авиагруппой, оперативно подчинявшейся 8-й воздушной армии Сталинградского фронта.
В январе 1943 года Инспекция ВВС была расформирована, полковник Сталин был снят должности.
В феврале-апреле 1943 г. полковник В.И. Сталин командовал 32-м гвардейским истребительным авиационным полком.

  20 мая 1942 года 434-й отдельный истребительный авиационный полк перебазировался на аэродром Люберцы и вошел в непосредственное подчинение Начальника инспекции ВВС полковника Сталина В.И. Волею судьбы именно на базе 434-го истребительного авиаполка полковник Василий Сталин начал формирование "особого" авиационного полка, летчики которого могли бы на равных бороться с "экспертами" люфтваффе. Командиром 434 иап был назначен Герой Советского Союза майор Клещев И.И. В Люберцах в полк начали прибывать опытные, отличившиеся в боях с противником летчики, лично отобранные Василием Сталиным. 12 июня 1942 года после интенсивной боевой подготовки 434-й истребительный авиаполк на самолетах Як-1 перебазировался на аэродром вблизи города Валуйки и вошел в состав ВВС Юго-Западного фронта, где за три недели боев (с 13 июня по 4 июля) совершил 880 боевых вылетов и уничтожил 35 самолетов противника. Свои потери составили 4 самолета. В первой половине июля 1942г. , после боевых вылетов и потерь, 434 иап проходил укомплектование личным составом и осуществлял переучивание на самолет Як-7Б на аэродроме Люберцы, пополнились техникой и людьми.В его  состав  влилось много новых летчиков, в основном из Качинского авиационного училища. В середине сентября 1942 г. полк в трехэскадрильном составе, получив самолеты Як-7б, снова (в третий раз) перебазировался на фронтовой аэродром северо-западнее Сталинграда в районе совхоза "Сталинградский" и с 14.09.42 г. приступил к боевым действиям в составе 16-й ВА.

К 03.10.42 г. в полку осталось лишь около трети штатной численности летчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолетный парк требовал серьезного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в подмосковные Люберцы. Здесь полк получил новые истребители Як-1. Полк... Крепко пошерстили его в сталинградском-то небе. Какие же это были бойцы! Как тщательно собирал их Василий Сталин, готовя в начале лета 42-го к перелету под Сталинград... почти никого не осталось из прежнего состава. 22.11.42г. полк преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 в 32-й гвардейский истребительный авиационный Виленский орденов Ленина и Кутузова полк.

С января 1943 г., командиром полка назначен подполковник Василий Иосифович Сталин (личным приказом Сталина Иосифа Виссарионовича, по этому же приказу В.Сталина сняли с должности начальника инспекции ВВС).

 

А.П.Маресьев свой первый вылет после госпиталя  сделал на аэродроме в Люберцах.

  В августе 1941  года Микоян Степан Анастасович в звании лейтенанта  оканчивает Качинскую лётную школу. Был направлен в «парадный» 16-й истребительный полк, базирующийся в Люберцах, вместе с Тимуром Фрунзе: "Мы втроем с Тимуром Фрунзе и Володей Ярославским попали в 16-й истребительный полк в Люберцах под Москвой. Только там успели появиться, как  Василий Сталин, опекавший нас все время, стал нас учить летать на новом самолете Як-1. Вообще в том полку были И-16 и МиГ-3, «яков» не было, поэтому он нас забрал из полка в Москву. "

А сейчас путь на бывший аэродром преграждают красивые ворота.

 

 

 

 

 

Василий Сталин помог еще с одним делом. После войны Н.И.Камов в ЦАГИ строит одноместный вертолет соосной схемы с мотоциклетным мотором - Ка-8. Как-то Василий Сталин увидел Ка-8 и решил показать его отцу на воздушном параде в 1948 году. Аппарат приглянулся вождю, и он решил создать в стране вертолетное КБ. 7 октября 1948 года приказом наркома авиапрома Хруничева вблизи платформы Ухтомская в Люберцах было создано единственное в мире ОКБ, которое может строить вертолеты соосной схемы. Такая схема получила путевку в жизнь в немалой степени благодаря тому, что военно-морским силам нужен был корабельный компактный, устойчивый вертолет. Коллектив "Камова" эту задачу выполнил.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 

1. Э.Радзинский. СТАЛИН. гл. 22 . СЕМЬЯ И ВОЙНА .ПРИНЦ ВАСЯ http://www.radzinski.ru/books/stalin/4 
 2. Александр КОЛЕСНИК.   Хроника жизни семьи Сталина. письмо жителя Ленинграда Евгения Петровича Цуканова, присланное автору 19 декабря 1988 года после публикации в «Аргументах и фактах» фрагмента очерка о В. Сталине. http://www.erlib.com
 3. Сергей Исаев  http://mgimo-1984.narod.ru/001.html .
 4. Александр Петрович Пьянков http://www.peoples.ru/military/hero/aleksandr_piankov/ 
 5. Летучий механик  Василия Сталина. http://historialis.com/history/1255.html/
 6.         http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/110097
 7. Сталин Василий Иосифович  .Выпуск 1940 г.  http://kacha.ru/php/baza/face.php?id=1114
 8. http://aeroclub.dp.ua/history/people/?file=Aniskin.html
 9. Драбкин А. "Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941–1942."  http://dp60.narod.ru/HTML/allFragments/100500/F100492.htm
 10. 90 лет со дня рождения Н.И. Власова (1916-1945), Героя Советского Союза.  http://www.mognb.ru/otdel/polnotext_izd/cal2006.htm    
 11.  http://ia.vpk.ru/localfonds/ca_demo/cd_integr/pubs/0013/50/135062.htm

Copyright © 2011 zlv14

Яндекс.Метрика