СЕВАСТОПОЛЬ.
СЕВЕРНАЯ СТОРОНА.
УЧКУЕВКА, 16 батарея
1 стр.

  Страницы по Севастополю:

  1. Общая страница
  2. Братское кладбище
    1 стр., 2 стр.
  3. По ул.В.И.Ленина
    1 стр., 2 стр.
  4. Приморский бульвар
    1 стр, 2 стр.
  5. 30 береговая батарея
  6. 35 батарея
  7. фото 35 батареи на поверхности
  8. Радиогорка и
    Михайловский бастион

    1 стр , 2 стр
  9. Балаклава и м.Фиолент
    укрепления
  10. Учкуевка, Любимовка и соседние укрепления
    2 стр.
  11. Мемориалы в черте
    г.Севастополь
  12. Памятники В.И.Ленину
    в Севастополе и вокруг
  13. Мемориалы на
    Малаховом Кургане
  14. Мемориалы в
    г.Инкерман и монастыре
  15. Мемориалы в
    г.Бахчисарай и монастыре

    

  Жили мы в районе Учкуевки, в СТ Лаванда, коттедже Мечта (ул.Жемчужная,д.37). Близко к морю, доброжелательные хозяева и их помощница. Номера уюные, телевизор, кондиционер, всегда вода. Внизу кухня, большой телевизор, небольшая библиотека.

  Само село Уч-Куя в конце ХVIII века состояло всего из нескольких домов. Название Учкуевка объясняется разным происхождением: «уч» - «три», «куя» - «колодец», т.е. «три колодца». Если же учитывать особенности местности, в которой село расположено, то слово «куй» правильнее перевести как «овраг» или «берег». Тогда Уч-Куй - это «три оврага (берега)».  Были и другие написания названия села – «Уч-Кую», «Уч-Кой».

    После присоединения Крыма к России Уч-Куя и близлежащие селения перешли в собственность к русскому адмиралу Фёдору Ушакову, который сделал много хорошего для благоустройства села и его округи. В том числе, он разбил здесь великолепные парки и насадил виноградники.


 
В 1786 году, у развилки дороги на Учкуевку и ул.Челюскинцев, , по приказанию графа Григория Потёмкина, был установлен верстовой знак, который сохранился до сих пор - Екатерининская миля. Такие знаки были установлены военными в период с 1784-1787 годы через каждые 10 вёрст на всём предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой во время её путешествия в Крым, в том числе и в Севастополь, для осмотра новых владений. Каждый такой дорожный знак построен из известняка и представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном постаменте. 
  Таких знаков в Крыму осталось всего пять, а  Екатерининская миля по дороге на Учкуевку - самое старое сооружение Севастополя. Он стал памятником истории и архитектуры, о чём свидетельствует надпись. Правда,  год указан неверно - на 100 лет позже.

Пройдя весь городский пляж, мы вступаем на территорию   турбазы им.Мокроусова. Названа она в честь А.В.Мокроусова- подробности на табличке.

  Выйдя из ворот турбазы, поднимаемся в гору налево.

 

 

    И перед нами - форт  Хрулёва, или, как называли его немцы – форт «Шишков», состоит из двух батарей – №16 и №24. Название «форт Шишкова» происходит от названия несохранившегося хутора с одноименным названием (видимо находился на месте нынешней турбазы им. Мокроусова).

   Первой начали строить батарею №16 еще в 1905 году, закончили её только в 1912-м. Она вошла в Северную группу береговых батарей главного приморского фронта Севастопольской крепости. Она предназначалась для защиты участка берега между Константиновским равелином и Качей от тяжелых кораблей противника, если те заблокируют выход из Севастопольской бухты. Вооружили береговую батарею соответственно: четырьмя 254 мм пушками, каждая весом по 49 тонн. Дула орудий в длину превышали 11 метров, стреляли они на расстояние до 20 км снарядами весом 225 кг. Пушки располагались открыто, за брустверами на станке Дурляхера.

      Толщина сооружения сбоку превышает 1,5 метра, а сверху достигает 2,4 метра.

 

 

Батареи форта тянутся почти до п.Любимовка. Отсюда видна и 30 батарея

  

 

 

На центральном траверсе 16-ой батареи сохранились ниши для установки доски с названием и батарейной иконы.

 

 

   Батареи открытые: орудия размещались за бетонным бруствером.  В толще бруствера проходила галерея, за которой располагались погреба боеприпасов, примыкавшие к выходам в орудийные дворики. На батарее № 16 снаряды перемещали между погребами и подавали к орудиям с помощью монорельсовой подвесной дороги. Сейчас сохранились только крепления от монорельса.
    На флангах батарей находились дальномерные павильоны, шахты для выдвигающихся прожекторов, наблюдательные посты с бронеколпаками (утрачены), а также силовая станция.

       

     

 

 

 

 

         

Внутри флангов располагались помещения для личного состава.

   В ходе Первой Мировой войны батарея провела единственную боевую стрельбу по германо-турецкому линейному крейсеру «Гебен», атаковавшему Севастополь в октябре 1914 г. Три фугаса достигли цели, повредив в том числе дымовую трубу корабля. Ответным огнем немцев на батарее N 16 было повреждено одно орудие, загорелись пороховые заряды, были убитые и раненые.

       Ко II Мировой войне форт дошёл полностью разоруженным, в качестве воинских складов. Тем не менее, во время обороны Севастополя его использовала в качестве опорного пункта советская пехота, прикрывавшая подъём из Бельбекской долины.  Взято укрепление было только после массированной артподготовки, в безнадёжной попытке отразить штурм погибли все защитники форта. Вблизи форта еще остались бетонные ДОТы, чьи амбразуры направлены на долину и на море.

Описание и фото 24 батареи на 2 стр.

Использованные источники:

  1. собственные впечатления и фото батареи №16.

  2.   

  3. www.sevdig.sevastopol.ws/issl/shis.html  

 Copyright©  zlv14  2012